dEmindED (deminded) wrote,
dEmindED
deminded

Духовность — советская и российская

Я читаю книгу Ю. Н. Зотова про историю Калужского турбинного завода, и, скажу честно, — местами хлеще любой фантастики... У меня не хватило бы слов, чтобы рассказать, насколько это другой мир.

Где этот пресловутый "экстенсивный рост" в СССР, где не было частной собственности на средства производства и рыночной конкуренции? Где эта "экстрактивная экономика", где люди не чувствовали результатов приложения собственных сил и не мотивировались к изобретательности без защиты патентами?

"В целях обеспечения достаточной для нормальной работы турбины плотности, сопрягаемые поверхности корпусных деталей должны иметь хорошую плоскостность и чистоту обработки, что достигалось ручной шабровкой. ХТГЗ и ЛМЗ пытались решить эту проблему методом "финишной строжки", ленинградский Кировский завод внедрил шлифовку разъемов, переоборудовав для этого строгальный станок. Ни те, ни другие не достигли устойчивых результатов, да и производительность была низкая.

Работала над решением этой проблемы и заводская технологическая лаборатория. Проведя ряд удачных опытов, инструктор-новатор Л. А. Никитин предложил для этих целей использовать свою однорезцовую фрезерную головку, проверенную на обработке разъемов вкладышей подшипников и блоков регулирования. В процессе доводки удалось выявить зависимость массы инструмента, его геометрии и режимов резания для достижения нужной чистоты поверхности и ее плоскостности.

Проверка, произведенная бригадой ЦНИИТМаш, подтвердила достигнутые лабораторией результаты и рекомендовала этот метод для использования на всех предприятиях энергомашиностроения. Каково же было удивление главного технолога В. А. Гобелева, когда два года спустя, находясь в командировке во Франции, он обнаружил на заводах одной фирмы фрезерные головки КТЗ!

— Как эта новинка попала в Бельфор?
— Из Москвы, с ВДНХ, — не моргнув глазом, ответил управляющий заводом. Он подозвал инженера, и тот принес брошюру "Тонкое фрезерование взамен шабровки. Опыт КТЗ, 1958, г. Бесплатно".
"

А уж какие там люди работали! И как они работали!

Передать мое отношение к социализму СССР может только история про... скважину. Я тут ненароком узнал, что самая глубокая с скважина была пробурена в СССР. Ее глубина составила более 12 км, и это абсолютный рекорд по глубине. Задачи скважины — исключительно исследовательские: оказывается, мы очень мало знаем о реальном строении земной коры. Страна бурила скважину с 1970 года, и объем сделанных научных открытий был просто неисчерпаем:

"Буквально каждый метр был откровением. Скважина показала, что почти все наши прежние знания о строении земной коры неверны. Выяснилось, что Земля вовсе не похожа на слоеный пирог. «До 4 километров все шло по теории, а дальше началось светопреставление», – рассказывает Губерман. Теоретики обещали, что температура Балтийского щита останется сравнительно низкой до глубины по крайней мере 15 километров. Соответственно, скважину можно будет рыть чуть ли не до 20 километров, как раз до мантии. Но уже на 5 километрах окружающая температура перевалила за 70C, на семи – за 120C, а на глубине 12 жарило сильнее 220C – на 100C выше предсказанного. Кольские бурильщики поставили под сомнение теорию послойного строения земной коры – по крайней мере, в интервале до 12 262 метра. В школе нас учили: есть молодые породы, граниты, базальты, мантия и ядро. Но граниты оказались на 3 километра ниже, чем рассчитывали. Дальше должны были быть базальты. Их вообще не нашли. Все бурение прошло в гранитном слое. Это сверхважное открытие, ибо с теорией послойного строения Земли связаны все наши представления о возникновении и размещении полезных ископаемых. <...> На глубинах, где считалось, что нет органики, обнаружили 14 видов окаменевших микроорганизмов – возраст глубинных слоев превышал 2,8 миллиарда лет. На еще больших глубинах, где уже нет осадочных пород, появился метан в огромных концентрациях. <...> Совершенно неожиданно для всех подтвердились прогнозы Алексея Толстого из романа «Гиперболоид инженера Гарина». На глубине свыше 9,5 километров обнаружили настоящий кладезь всевозможных ископаемых, в частности золота. Настоящий оливиновый слой, гениально предсказанный писателем. Золота в нем 78 граммов на тонну."

Это ли не полет в космос? Не ресурсное покорение пояса астероидов?

Что ж, с 1992-го бурение прекращено: стало некому финансировать проект:

"Скважина цела, но законсервирована. Над ней установлен защитный колпак. Сейчас там можно проводить минимальные научные эксперименты (например, опускать на тросах на разную глубину геофизические датчики). Но о серьезной науке непосредственно на скважине речи не идет. После ее заморозки в Ярославль, где находится правление Кольской сверхглубокой, увезли все ценное оборудование, керны, титановые трубы. В Ярославле они никому не нужны, а здесь, в Мурманской области, без них почти нечего делать. Постепенно на Кольскую пришла российская разруха. Кто-то повыбивал двери, стекла, покосилась и провалилась крыша. Выглядит это все так, словно Мамай прошел! Сторож там ходит, а сторожить-то уже нечего..."



Кладезь уникальных научных открытий уже 20 лет лежит под ногами России...

- Сколько может стоить размораживание Кольской сверхглубокой?
- Сотню-другую миллионов рублей.


СОТНЮ-ДРУГУЮ!!! МИЛЛИОНОВ!!! РУБЛЕЙ!!! За движение вперед всего человечества! За уникальные открытия мирового уровня! За то, чтобы узнать историю и строение своей родной планеты!

Я не буду ничего говорить про Олимпиаду, проводимую в целях поднятия престижа страны, национальной гордости, продвижения спорта в массы. Даже не буду заикаться про стоимость нашей сочинской инфраструктуры - это просто вещи слишком разного масштаба (и значения). Разве уж тут до скважин? Всей стране, в конце концов, пришлось "ужаться":

"— Не будем далеко ходить, посмотрим на Тверскую область,— предлагает Кирилл Данишевский, профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ.— Амбулатории в маленьких поселениях и райцентрах закрыты, так же как и роддома,— все укрупнено и централизовано. Здесь не было бы ничего страшного, если бы наряду со свертыванием сетей у нас решали проблемы транспортной доступности. Чтобы любого человека из любого поселения можно было бы быстро привезти в центральную больницу. Но этого не делается. Напротив: из-за "Сапсанов" железнодорожные переезды закрываются на два-три часа, и десятки сел чуть ли не ежедневно на четыре-пять часов гарантированно оказываются без медпомощи. Про отдаленные регионы, где и дорог нормальных нет, я просто не говорю.

Хотя укрупнение и свертывание сетей могут быть понятны экономистам, выдавать их за благо для населения раз от раза становится все труднее. У такой реформы, по мысли скептиков, могут быть не только неприятные социальные, но и гуманитарные последствия.
"

Но ведь есть у нас и более "приземленные" расходы. Хотя бы сопоставимых порядков. Даже на сходную тему - на духовность:

"Каждый налогоплательщик Петербурга, независимо от вероисповедания, жертвует на Афон. В январе государственные дорожные предприятия, призванные следить за чистотой города, направили в фонд восстановления Свято-Пантелеимонова монастыря в греческой монашеской республике порядка 17 млн рублей"

Что тут еще скажешь?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 155 comments