<...>Я уверен, что со временем школьная программа будет абсолютно переработана. Главный посыл состоит в том, что в школу дети приходят с горящими глазами, а через год у них глаза гаснут. Потому что им попросту неинтересно. Можно давать в 10 раз больше знаний так, что ребенок будет просить еще больше и не будет чувствовать себя перегруженным. Школа же сегодня рассчитана на самого тупого ученика. И пока глупый понимает, умный скучает. Каждый ребенок должен развиваться с максимально доступной для него скоростью. А это предпосылки к смешанному обучению, когда по математике ребенок сидит в пятом классе, а по русскому языку – в третьем. Это будет колоссальным ресурсом для развития и позволит делать сверхталантливых детей. Потому что сегодня суть образования – не в наполнении пустого ведра, а в том, чтобы зажечь огонь. Чтобы человек хотел учиться и получал от этого удовольствие.
<...>В середине 1960-х годов венгерский педагог-психолог Ласло Полгар задумал амбициозный эксперимент – вырастить из своих детей гениев. Он долго занимался вопросами образования и пришел к выводу, что в цивилизованных странах около 80% всех детей в возрасте одного года – потенциальные гении, к трем годам их количество снижается до 60%, к пяти годам – до 50%. В 12 лет их остается 20%, а к 20 годам – только 5%. Это означает, что, если активно заниматься детьми с самого раннего возраста, практически в каждом можно вырастить талант. У Полгара волей случая выбор пал на шахматы. У него родилось три дочери, что осложняло задачу – ведь к женщинам в шахматах всегда было пренебрежительное отношение: считалось, что они не способны на равных играть с мужчинами. Однако Полгару удалось воспитать трех победительниц престижных турниров, героинь «Книги рекордов Гиннесса», которые обошли многих чемпионов-женщин и мужчин, в том числе Каспарова и Карпова. Эта история хорошо показывает, что при желании у любого ребенка можно развить феноменальные способности. Поэтому гениальность – это не исключительное состояние, это абсолютная норма.
P.S. Надеюсь, что при этом и сами дочери ему благодарны и счастливы.