dEmindED (deminded) wrote,
dEmindED
deminded

Потребительная полезность и стоимость

Очень много копий ломается вокруг стоимости товара. Хотя с определением Маркса вопросов нет (стоимость – это объем общественно-полезного труда, который необходим для производства товара), но вот что такое эта «общественная полезность», и где она кончается, никто толком обычно ничего сказать не может. Потому что общественная полезность как-то связана с потребительной стоимостью товара, а эта – вообще «неуловимый» зверь. Попробую для себя разобраться.

Потребительная полезность – способность вещи или действия удовлетворять человеческую потребность.

На мой взгляд, нельзя отождествлять потребительную полезность вещи с ее внутренними объективными свойствами. Потребительная полезность базируется на (1) внутренних свойствах объекта, проявляемых им в соответствии с (2) физическими условиями их проявления, и на (3) потребностях человека, которые, как мы понимаем, определяются (3.1) объективными биологическими свойствами организма, соотнесенными с (3.2) объективными условиями окружающего мира, пропущенными через (3.3) культурный контекст и (3.4) различия в индивидуальных предпочтениях.

Продукт: вещь или действие, обладающее потребительной полезностью.

Общественные потребности – это то, что свойственно всем людям в массе в соответствии с их массовой культурой и условиями жизни (не каждому, а именно всем вместе). И можно говорить об абстрактной полезности – способности всей массы этого продукта удовлетворять общественную потребность.

Полезность абстрактного продукта– тоже понятие абстрактное, т.к. любой из конкретных одинаковых продуктов может удовлетворить одну и ту же конкретную потребность, которая является всего лишь воплощением части абстрактной общественной потребности.

Потребительная стоимость отвечает задаче измерения потребительной полезности.

Человеку имманентен только один ценный для него ресурс – личное жизненное время. Соответственно, только относительно этого универсального ресурса и можно измерять потребительную полезность любых продуктов.

Вынужденные затраты этого жизненного времени являются трудом. Труд – это та часть времени, которую человек отчуждает, отрывает от досуга ради удовлетворения своих потребностей.

Человек будет трудиться, только если для него затраты труда на получение продукта, который удовлетворит его потребность, будут представлять меньшую ценность, чем потребительная полезность этого продукта. Таким образом, полезность продукта, выраженная через аналогичное ей по ценности количество труда, воплощается в потребительной стоимости.

Несмотря на то, что экономикс увлекся деньгами, нельзя забывать, что для человека всегда первичен выбор: трудиться или отдыхать. Вознаграждение, которое он получает за свой труд, имеет для него такую ценность, какой объем труда он на него потратил. И все продукты, на потребление которых он тратит это вознаграждение, для него имеют относительную ценность: каждый из них взвешивается против той доли труда, которая соответствует доле цены товара в вознаграждении за труд. (Это на самом деле объясняет многие особенности "иррационального" поведения людей: от охранников, предпочитающих бездельничать за низкую зарплату, до быстрой растраты полученных нетрудовым путем доходов.)

Именно поэтому любая стоимость может быть только трудовой. То есть не вложение труда в товар наделяет его свойством трудовой стоимости, а сам отчужденный характер труда как необходимости для удовлетворения человеческих потребностей сводит ценность любого товара к единой - трудовой - шкале измерения. Даже обладание любым редким объектом будет иметь трудовую стоимость, так как будет "взвешиваться" против объема труда, необходимого для его присвоения и защиты от присвоения другими (что, кстати, верно и для целых государств, присвоивших природные ресурсы на своей территории).

Потребительная стоимость отвечает на вопрос: какому объему труда соответствует потребительная полезность этого продукта? Т.е. стоимость существует только при сопоставлении с трудом – сколько труда человек готов потратить, чтобы получить продукт. Конкретная потребительная стоимость продукта вычислима только для конкретного человека. Она вычисляется в сознании человека до того, как продукт стал товаром (сколько своих усилий человек готов вложить, чтобы иметь возможность его потребить). Соответственно, конкретная потребительная стоимость имеет значение только при натуральном производстве и обмене.

Также видно, что потребительная стоимость у продукта никак не завязана на объем труда, вложенный в его производство! Даже у бесплатного блага, которое валяется под ногами, есть потребительная стоимость: сколько своего труда человек готов был бы потратить, чтобы получить это благо, если бы оно не валялось в свободном виде. Но ее, конечно, нельзя измерить, посчитать: она нигде не проявляется и потому неизмерима.

Когда мы переходим к абстрактной потребительной стоимости товара – продукта, произведенного на продажу,–то мы должны измерить абстрактную потребительную полезность относительно абстрактного труда. Соответственно, для товара потребительная стоимость может быть вычислена только на развитом товарном рынке и только при наличии развитого рынка труда – то есть при достаточном развитии производительных сил. Каждая сделка на товарном рынке определяет, за какую часть зарплаты, полученной за свой труд, то есть за какую часть своего труда, человек готов этот товар приобрести, и таким образом делает измеримой, видимой субъективную потребительную стоимость товара.

А множество всех сделок на рынке, противопоставляя общественную потребность общественному производству, устанавливает фактическую – меновую – стоимость товара.

Что такое меновая стоимость товара? Чтобы прийти к ней, я введу термин «производственная стоимость». Это «не канон», но необходимо. Абстрактная производственная стоимость товара – это количество абстрактного труда, необходимое для его производства, при конкретных экономико-исторических условиях (уровне развития производительных сил и доступности ресурсов).

И тут надо иметь в виду, что в зависимости от объема производимого товара для его производства понадобится разное количество труда – на разных объемах действуют эффекты масштаба, эффекты разделения труда и т.п. Например, пусть для производства миллиона валенок понадобится миллион часов труда, а для производства всего десяти валенок – пятьдесят часов труда. Это значит, что абстрактная производственная стоимость валенок будет различаться для разного объема производства. Но ниже нуля она не упадет, и даже у одной пары валенок она всегда ограничена (про исключения позже =)).

То есть производственная стоимость товара на самом деле является функцией, устанавливающей зависимость между количеством товара и тем количеством труда, который понадобится для производства единицы товара, при общем производстве товара в этом количестве. То, что в экономикс называется «кривая издержек».

Общественная потребность в валенках тоже неоднородна. Для кого-то валенки часто необходимы, и их конкретная потребительная стоимость составляет 10 часов абстрактного труда, для кого-то они нужны раз в год и их конкретная потребительная стоимость составляет 0.5 часа, а для коллекционера валенки очень и очень важны и он готов отдать и 100 часов своего труда за получение валенок. Выше какой-то стоимости валенки не нужны никому, а ниже какой-то они нужны очень большому (но ограниченному!) количеству людей.

Это значит, что для отдельного товара потребительная стоимость тоже является не одним числом, а функцией, устанавливающей соответствие между количеством труда и количеством людей, для которых потребительная стоимость этого товара выше этого количества труда. Это то, что в экономикс называется «платежеспособный спрос».

Есть точка, в которой абстрактная потребительная стоимость товара определенного объема уравновешивается абстрактной производственной стоимостью товара того же объема.

Именно эта точка определяет, где проходит граница общественной полезности абстрактного труда, через которую определяется его необходимость для производства товара. В этой точке товар обретает меновую стоимость – она устанавливает конкретное значение стоимости товара.

Причем в общем случае таких точек может быть и несколько: например, точка где «валенки – продукт труда редких мастеров и удел коллекционеров», «валенки – массовый продукт, доступный большинству», «валенки дешевы и легко доступны, как спички». В каждой из этих точек производственная стоимость всего произведенного товара будет равна его общественной потребительной стоимости.

Могут быть и неустойчивые точки, в которых расширение производства приводит к падению производственной стоимости ниже потребительной, и, соответственно, к росту дефицита, который провоцирует дальнейший рост производства - до достижения устойчивой точки. Конкретная устойчивая точка, к которой приходит рынок, и определяет, какая стоимость товара из всех возможных при данном уровне развития производительных сил и действующих условиях установится - то есть станет действительной.

Чтобы все это сделать немного нагляднее, я набросал схемку (куда же без нее). Правильно было бы делать мини-схемки по ходу рассуждения, но их так трудоемко вставлять в жж-пост, что я ленюсь.
182.73 КБ



Теперь самое интересное. Что же не учитывает экономикс?

1. Труд может быть неотчужденным, он может сам быть потребностью. Границы между трудом и досугом размываются: даже в свободное время он думает над рабочими вопросами. Он перестает отчуждать время на труд, наоборот, он видит его нем не средство получения доступа к удовлетворению потребностей, а самоцель. В этом случае у человека разрушается механизм вычисления потребительной стоимости продукта – он трудится ради труда, и его потребности на этот труд не влияют, он не может противопоставить одно другому.

2. Продукт может быть всеобщим. Например, общественно-полезная информация, пусть будет рассказ или научное открытие. У него есть производственная стоимость – время на написание (хотя уже тут сложности вытекают из п.1), но выглядит она странно: так как информация при потреблении не тратится, один рассказ может удовлетворить любой (в т.ч. бесконечный) объем потребности в нем – а реальный объем потребности в нем бесконечен, так как теряется в бесконечности времени в будущем. При этом его производственная стоимость, деленная на количество, стремится к нулю. Точки равновесия не существует!

Чем больше в экономике доля неотчужденного труда и всеобщих продуктов, тем хуже справляются рыночные механизмы: меновая стоимость стремится  к нулю, а транзакционные издержки отчуждения этого продукта (контроль доступа и организация оплаты) весьма ненулевые. Когда транзакционные издержки превышают производительную стоимость продукта - обществу эффективнее снять ограничения в его распространении, т.к. сделать его бесплатным, и "финансировать" его производство другим способом. Когда всеобщий труд станет доминирующим, ключевым фактором экономического роста, а абстрактный станет малозначим или совсем исчезнет, то стоимость потеряет всякий смысл, а вместе с ней – товарные отношения в экономике.

Конечно, задачи распределения ресурсов в производстве останутся, но они будут решаться на основе дефицитности и предельного продукта этих ресурсов, в том числе труда. Но это будет уже совсем другая экономика.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments