dEmindED (deminded) wrote,
dEmindED
deminded

Социализм 2.0: Образование. Внешние отношения.

Часть третья. Внешние отношения.
Предыдущая запись: Внуренние отношения.

Как система образования должна взаимодействовать с другими общественными институтами? Напряжение, возникающее внутри системы образования, а также между системой образования и обществом, проявляется в потере способности качественно выполнять свою функцию. В соответствии с общепринятой на текущей момент моделью социо-экономических отношений это дало активный толчок для проекции рыночных отношений на сферу образования. Но образование является целостной системой, продуктом которой является развитие населения всей страны, а не единичный акт образования, получаемый одним ребенком.



Любые попытки государственного регулирования образовательной сферы утыкаются в неопределимость и неизмеримость результата образования. Отсюда рождаются попытки уточнить, разграничить образование на этапы, чтобы более четко определить его входы и выходы. Рождаются разные формы государственных стандартов и сертификаций – ГИА, ЕГЭ, промежуточные ЕГЭ, теперь вот новая система профессиональных сертификатов. Дети рассматриваются как товар, имеющий или не имеющий штемпеля определенного сорта – хотя даже у осетрины, как говаривал классик, сорт бывает только первый, он же высший.

Вся логика развития образовательной системы и проблем, стоящих перед нею, говорит о прямо противоположном направлении – о необходимости в глубокой и всесторонней интеграции образования в общественную жизнь. Школа должна перестать быть изолированным миром, отгороженным высокими стенами с побеленными окнами – наоборот, школа должна, скорее, стать виртуально выделенной частью жизни общества, где границы проведены условно.

Конечно, ребенок не может сразу стать полноценным участником жизни в обществе – это определено его биологической и культурной незрелостью. Поэтому система образования должна предоставить ребенку возможность и условия для максимально быстрого, в соответствии с его силами и способностями, восхождения по лестнице личного развития. Фактически, уровень развития ребенка в системе образования 2.0 определяется соотношением учебных задач по воссозданию уже существующего культурного опыта в субъективном пространстве ребенка и задач по созданию нового в объективизированном пространстве человеческой культуры – то есть уже полноценных творческих производственных задач.

Можно рассмотреть отношения системы образования с отдельными институтами общества. Наиболее тесные связи у образования устанавливаются, видимо, с наукой, которая является поставщиком объективированного знания для информатория. Научные открытия проходят методическую декомпозицию и закладываются в информаторий во взаимосвязи с существующей информационной картиной мира в удобном для освоения виде. Фактически, каждое открытие не просто обогащает наличный в информатории материал, оно запускает механизм развития информатория как средства обучения, «достраивая» новые и дополняя существующие учебные инструменты.

Помимо поставщика знаний, отдельная часть науки – педагогика – выступает и поставщиком методик. Здесь, как я уже писал, постоянно идет двусторонний обмен: все школы выступают экспериментальными площадками, каждая развивает существующие методики работы под себя. В процессе обмена опытом и проверки частные методические находки проходят объективизацию, попадая в методически репозитарий образовательной системы, откуда школы черпают новые методики, вновь субъективизируя их в процессе адаптации ксвоим, частным реалиям.

Процесс отношения образовательной системы с экономикой прост до невозможности: от личных нужд, к локальным задачам и оттуда к экономическим проблемам. Никакого строгого деления на ясли, детский сад, младшую, среднюю, старшую или высшую школу не требуется. Ребенок взрослеет, переходя из одних условий школы в другие: от «детского заповедника» - обогащенной познавательной среды, к собственному хозяйству школы, к классным комнатам, лабораториям и мастерским, от них к музеям и экскурсиям, к практике и стажировке – постоянное движение, в котором личная траектория развития переходит в карьерный рост.

Фактически образование не заканчивается никогда, потому что на любом рабочем месте все равно требуется выделять время не только на продуктивный труд, но и на освоение нового наработанного человечеством опыта – то есть на обучение. Поэтому перед человеком никогда не закрываются двери школы: на некоторое время переключившись на производительный труд, он в любое время может снова начать уделять больше времени учебным задачам в своей профессиональной или какой-то другой области, решая там начальные производственные проблемы.

Экономика все время выступает, с одной стороны, поставщиком учебных проблем, а с другой стороны, потребителем результата решения этих проблем. Таким образом, решается проблема профориентации – ребенок в процессе образования сталкивается с реальными задачами и может компетентно выбрать себе профессию по интересу – и по актуальности! Подобная схема гарантирует, что школа всегда работает с наиболее актуальными проблемами, что она не отстает от жизни, и что разные сферы общественной жизни и экономики открыты для нее в соответствии с уровнем их актуальности. С другой стороны, у работодателя исчезает вопрос определения профессиональной компетенции «выпускника» - он сотрудничает с учениками в решении реальных задач, оценивая результат и работу учеников на своей территории, в кооперации с уже действующими сотрудниками, где вживую видны его реальные, а не «оценочные» способности. Этим автоматически определяется и его «интерес» в поставке учебных проблем в систему образования.

Аналогично экономика выступает не только потребителем труда , то есть рабочих кадров, но и поставщиком профессиональных «мастеров» в жизнь школы. Если на начальной ступени в роли учеников большую роль играют старшие из своего разновозрастного коллектива, то есть работает внутренняя петля по обмену опытом, то далее все большую роль начинают играть профессионалы, ведущие свои студии-мастерские и мастер-классы, обучающие решать производственные проблемы или проводящие стажировки – фактически, это тоже бывшие ученики, но «дальше» ушедшие от школы в экономику, и возвращающиеся в новом качестве по более «длинной» петле. Некоторые вернутся по «петле» системы образования, все больше времени уделяя проблемам наставничества и через это становясь наставниками новых учащихся на постоянной основе.

Труд учеников тоже не направлен «вовне» - как я говорил, на определенном этапе центром внимания ребенка выступает школьное хозяйство. Дети начинают трудиться над учебными проблемами не для себя лично, а для школы – сами создавая себе новые инструменты, организуя учебную деятельность и быт. Некоторые продукты их труда могут остаться в школе в наследство следующим поколениям учащихся – например, материальные инструменты и объекты хозяйства, которые нельзя раздать другим школам, или информационные артефакты вроде школьной летописи или внутренней стенгазеты, не имеющей ценности вне локального контекста. А некоторые станут общественным достоянием, пройдя более широкую объективацию и попав во всеобщийинформаторий – фактически, став частью научного наследия.

Отдельным направлением является интеграция школьной и общественной жизни. Здесь можно выделить два направления: самоуправление и открытый диалог. Самоуправление в школе вовлекает в принятие решений по управлению каждого участника, делая его активным «гражданином» своей школы. По мере включения ученика в другие коллективы – например, в трудовой при росте доли решаемых производственных проблем, в профессиональный по мере включения в свое профессиональное сообщество, или в локальный при начале самостоятельной, отдельной жизни, ученик автоматически становится вовлечен в принятие решения в новых сферах. Туда он переносит свой опыт по кооперации, свою инициативность и ответственность, выработанные на основе практического управления в системе образования.

Это – точка стыковки системы образования с системой государственного и производственного самоуправления, построенной на принципах кибернетики жизнеспособных систем и советов. Фактически, здесь тоже никакого водораздела между «игрушечной» школьной демократией и реальным самоуправлением не происходит: ребенок сразу становится полноценным участником школьного самоуправления, потом меняя только сферу своего контроля вместе со сферой своего фокуса основной деятельности.

Система открытого диалога интегрирует школьную жизнь в общественно-культурную среду. Френе ввел школьную газету как средство массовой повседневной коммуникации, где каждый мог прочитать, кто что сделал, чем недоволен, что предлагает или что планирует. Его открытые тексты – это тоже часть развернутого диалога человека с обществом. Он распространял эту интеграцию и на радио, и на телевидение через доступные кинокамеры. Фактически СМИ и вся культурная надстройка представляет собой не что иное, как процесс коллективной рефлексии общества и объективации его субъективного опыта. Именно поэтому происходит стирание границ личных блогов и художественных произведений, домашнего видео и кино. Френе просто опередил этот процесс на сотню лет.

На уровне школы можно выделить несколько стадий этого процесса. Начинается он с диалога между учениками – это коллективные формы обучения, работа в группе, наконец, просто дружба. Общение ученик-коллектив стартует с написания, чтения и обсуждения свободных текстов, подготовки докладов. Общение коллективов – это уже стенгазета и межшкольная переписка. Наконец, школа учится общаться с обществом как коллектив, включаясь в обсуждение общественных проблем в СМИ, издавая газеты или журналы, выпуская отдельные литературные (и иные – например, музыкальные, видео или программные) работы, а может быть, просто ведя свои блоги и информационные ленты.

Соответственно, интеграция школьной жизни в культуру общества точно также будет происходить через информационный обмен между школьниками, между школами, между школой и обществом, и наконец – между каждым человеком и обществом. Общие механизмы этого процесса на базе современных информационных технологий, открывающих поистине безграничные возможности, еще должны созреть. Но уже сейчас мы можем увидеть новый уровень субъект-субъектных информационных отношений между отдельным человеком и обществом, вызывающий в памяти советские публикации писем в общенародных газетах – но, на этот раз, с куда более глубокой интеграцией, быстрой обратной связью, широким охватом и новыми средствами объективации через системы коллективного редактирования, модерации, рейтингов, тегов, лайков, контекстного поиска и прочие достижения интернета.

С какими еще сферами жизни общества имеет тесную связь система образования? Да, в общем-то, со всеми, но в рамках все тех же базовых принципов. За счет встроенного процесса постоянной рефлексии школа представляет собой открытую, прозрачную систему, которая готова и способна вести любой диалог. Школа управляется коллективом детей, но не замыкается в себе, а, наоборот, становится органической частью всей остальной жизни общества – от производственной и научной до культурной и политической.

Система образования служит и детям, и обществу, снимая примат одного в ущерб другому – в конце концов, все желания и склонности ребенка направлены на решение именно этой задачи – вхождения ребенка в жизнь общества в качестве полноценного участника. Образование перестает быть «пройденным этапом» в жизни человека – это постоянный процесс, который позволяет человеку постепенно войти в Человечество, стать частью культуры, всегда продолжать оставаться ей, и, главное, помогать входить туда новым поколениям детей.

Далее: Проблемы современной системы образования. Тупики. Заключение.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments