dEmindED (deminded) wrote,
dEmindED
deminded

Социализм 2.0: образование. Введение.

А тем, кто ни разу не жил,
подарите свободу сидеть за столом
Гр.Об.

Лого образование

Все, что отражено в данной статье – это мои личные измышления. Не в том плане, что оригинальные, а в том, что чисто субъективные. Ни научным исследованием, ни программой реформы это не является, и записано тут прежде всего для меня самого – чтобы упорядочить мысли и свести их в единую картину.

Дело в том, что образование является одной из центральных, системообразующих элементов социализма 2.0. И информации и измышлений, которые «накручены» вокруг него – масса. Но вот системного подхода в общем доступе к ним как не было, так и нет. Все соображения о реформе образования, которые мне доводилось слышать, являются либо выводами из узкой частной практики, либо чьим-то субъективным мнением, не подкрепленным системной логикой, либо простой экстраполяцией прошлого опыта школы, либо, что самое печальное, попыткой заимствовать и интегрировать «лучшие практики» без учета их применимости и адекватности моменту.

Проблема образования не ограничивается Россией. Ключевая роль образования и его доступности в будущем обществе – не секрет для мировой общественности. Его кризис в мировом масштабе на текущий момент – это безусловный факт, который скрашивается только низкой интеллектуальной и творческой емкостью существующего рынка труда, действующими в развитых странах социальными механизмами перераспределения и мощной системы откачки мозгов, обеспечивающей интеллектоемкие отрасли кадрами не за счет интенсивного развития каждого, а за счет экстенсивных механизмов, базирующихся на вопиющем расслоении в уровне жизни и системе конкурентной фильтрации.

Решение проблемы образования невозможно в отрыве от других элементов Социализма 2.0. В отдельных отраслях они уже появляются. Им сопутствуют новые формы организации, мотивации и информационной прозрачности, более характерные для социалистического общества, чем для капиталистического. Понять, куда и как должна измениться система образования – это значит подготовиться к будущему в его миниатюре.


Введение.

Большинство обсуждений реформы системы образования сводятся к поиску способов, как устранить ее недостатки, как решить ее проблемы. И, чаще всего, исходят из предпосылки, что в системе образования что-то «испортилось», и это надо «исправить». Если бы система образования представляла собой завершенное образование, это было бы верно.

Это неверно. Система образования – это часть отношений в обществе, которые находятся в постоянном становлении, и потому она тоже претерпевает постоянный генезис. Этот генезис нам не виден по той причине, что система образования – это именно система. И как любая система, она состоит из элементов и их отношений между собой, которые в сумме и во взаимосвязи составляют некое устойчивое целое. Любые изменения в этой системе ведут к нарушению этого целого, и потому системой подавляются или компенсируются. Система стремится сохранять стабильное состояние.

Тем не менее, генезис все же происходит. Система образования не является закрытой, она является подсистемой всего общества, его органичной составной частью. Это означает, что при изменениях в обществе меняются требования к самой системе образования. Однако система образования будет сопротивляться этому давлению, что ведет к постепенному росту напряжения между ней и обществом. В какой-то момент это напряжение превысит способности системы сопротивляться им, и она развалится. Из ее останков соберется новая система, которая будет отвечать новым отношениям в обществе, и она составит на некоторый период времени новое устойчивое состояние.

Система сможет образовать новое состояние за счет другого сочетания тех же самых элементов с принципиально новыми. Но она останется системой образования, потому что содержание ее работы, ее функция, останется той же. И эта система – производство Человека, или воспроизводство. Производство в самом широком смысле: в развитии физиологическом, в социальном становлении, в культурном программировании. Человек не является человеком вне социума и вне контекста всеобщей культуры человечества, и путь от животного к Человеку лежит через образование – через потребление этой культуры.

Как любое производство, система образования представляет собой синтез составляющих производительной силы: предметы труда, средства труда и производственные отношения. Предметами труда в образовании являются, с одной стороны, дети, а с другой стороны – человеческая культура со всеми ее научными знаниями, искусством и социальными отношениями. Средствами труда являются любые материальные и нематериальные инструменты, применяемые для обучения: здания и мебель, учебники и компьютеры, методики и педагогические приемы. Производственные отношения включают все остальное: границы и формы организации работы образовательных институтов, отношения в школе между учениками и учителями, методы финансирования и способы обеспечения доступа к образованию.

Дети на протяжении человеческой истории, краткосрочной по меркам биологической эволюции, остаются неизменными. Но все остальные компоненты средств производства меняются: объем знаний растет, качество их повышается, социальные отношения развиваются, устным рассказам приходят на смену учебники, а тем – компьютеры и сеть… И в соответствии с ними меняются производственные отношения.

Таким образом, на протяжении социально-экономической формации сама система образования, с одной стороны, является надстройкой по отношению к общественным силам производства, а с другой стороны, сама составляет обособленную часть производительных сил. В этом выражается единство и неразделимость процессов производства и воспроизводства. И развитие системы образования подчинено двум воздействующим силам.

В рамках общества система образования представляет собой часть надстройки, часть производственных отношений в обществе, которые со временем вступают в противоречие с уровнем развития общественных производительных сил, что обеспечивает внешний драйвер изменений в системе образования. В рамках самой себя в системе образования производственные отношения по поводу образования вступают в противоречие с уровнем развития производительных сил, и это противоречие обеспечивает внутренний драйвер изменений системы образования.

Два источника напряжения, обеспечивающие генезис системы образования, не являются независимыми. Первое направление синхронизации изменений в обществе и в средствах труда в образовании очевидно: они опираются на одни и те же технологические достижения. Например, развитие транспорта, который позволяет жить в одном месте и работать в другом, ведет к расселению на больших территориях, что порождает территориальную проблему организации совместного обучения детей. Но само же развитие транспорта позволяет обеспечить перемещение детей к месту обучения с помощью школьных автобусов или личного автотранспорта.

Второе направление менее очевидно, но оно является более значимым. Процесс образования, процесс потребления культуры, не является простым переносом готовой информации на ребенка. У нас нет доступа к памяти и разуму детей напрямую; мы не можем их ничему «научить», не можем «дать» им знания; мы можем только обеспечить им возможность выработать это знание внутри себя. Мы не «производим» культуру человека в форме создания ее с нуля из компонентов по готовому проекту; нам доступно лишь направлять собственное развитие ребенка, «подкармливая» его культурой и обеспечивая условия ее правильного усвоения. Мы воздействуем на информационные «входы» ребенка, инициируя и направляя зарождение и развитие его собственного знания, отражающего всеобщую культуру человечества. Но ведь сама культура является результатом аналогичного самозарождения и саморазвития в рамках всего человечества. Неизбежно образование отражает, повторяет культурный путь, который проходит человечество – в укороченном, выхолощенном, менее болезненном варианте, но тот же самый путь. И потому развитие общества, включая развитие его производительных сил и производственных отношений, неизбежно отражается в самом образовательном процессе – в развитии культуры как предмета образовательного труда.

Эти два направления синхронизации являются той важной предпосылкой, которая в принципе делает возможным согласованное развитие общества и системы образования.

В чем же задача реформы системы образования? В этом контексте становится ясно, что задачей реформы системы образования не может быть «исправление» системы, а только приведение ее в соответствие уровню развития производительных сил в обществе, с одной стороны, и уровню развития средств производства в образовании, с другой стороны. То есть смена одного стабильного состояния системы на другое. Но простая «раскачка» системы не гарантирует переход на более высокий уровень, а может привести и к возврату на предыдущий уровень.

Этот перевод включает в себя, во-первых, проектирование нового стабильного состояния системы образования, а во-вторых, создание стимулов для наименее болезненного, бескризисного перехода к этому состоянию. В связи с тем, что не каждое состояние системы образования может быть устойчиво-эффективным, переход между имеющимся и перспективным состоянием через постепенные изменения невозможен: все промежуточные состояния будут нестабильны, и система будет «скатываться» обратно, компенсируя или подавляя отдельные решения. Но вот подготовить такой переход путем «подкопов» под текущую систему и выстраивания «каркаса» новой, а потом единого целеустремленного волевого «толчка» ее в нужную сторону – возможно.



Далее: общественный заказ, или функция системы образования.

Остальные части:
Внутренние противоречия системы образования.
Опыт инноваторов.
Учебный процесс. Планирование, информаторий, инструментарий.
Учебный процесс. Человек. Рефлексия.
Внутренние отношения.
Внешние отношения.
Проблемы современной системы образования. Тупики. Заключение.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments