dEmindED (deminded) wrote,
dEmindED
deminded

вечный вопрос

Пришел я вчера домой, выпил стакан белого дрищвина и сел смотреть NHK, услужливо предоставленный кем-то из локальной сети. И под NHK так я этим вином ужраццо в одно рыло, что наутро чувствовал себя весьма нехорошо. И на этой ноте, двигаясь с собрания кафедры на работу, я за чтением увлекательной книжки впервые действительно задумался о смысле жизни, лично своей… и вообще.

Не работа и не кафедра, даже не книжка и не вино привели меня к такому плачевному исходу. Нет, истоки кроются в совсем другом. Мысль о смысле жизни не так уж и необычна, почему же я задумался об этом впервые? Скорее всего, последней каплей оказался наш чудесный отпуск. По его окончанию, по возвращению к работе и обучению я осознал… наполненность своей жизни. Впервые я понял, что в моей жизни оказались выполнены все условия, которые я считал минимально необходимыми для своей, естественно, жизни.

Жить человек начинает с того момента, когда осознает, что живет. Когда понимает, что жизнь — это здесь и сейчас, а не после школы или после выхода на пенсию. Я начал жить, наверное, на первых курсах института. А может, и классе в девятом, я уже точно не помню.

Все, чем я занимался, в основном раскладывалось по двум составляющим. Первая — это насколько мне интересно этим заниматься, то есть насколько это вкладывает положительный эффект в мою жизнь. Вторая — насколько занятие необходимо для достижения минимально необходимого уровня. Достижение этих факторов определенного уровня определяло вхождение занятия в мою жизнь.

Я получил высшее образование, проверил возможность самостоятельно обеспечивать себя, встретил и полюбил замечательную девушку. Самый минимум, базовый. Отныне второй фактор умер. Большинство людей, лишаясь его, с успехом замещают его фактором «повышения уровня жизни», каждый в своей интерпретации. Некоторые обходятся одним фактором интересности. Кто-то, похоже, может вообще без них обходиться.

Почему-то я никогда не задавал себе вопрос о цели достижения минимально необходимого уровня. Он играл не мотивационную, а, скорее гигиеническую роль. Интересность сама по себе, также, не занимала значимого места при целеполагании, а выступала, скорее, минимальным требованием. И все громче звучит в моей голове вопрос «А что теперь?».

Не надо понимать меня неправильно. Мне есть что улучшать. Еще улучшать и улучшать до бесконечности. Развивать, дополнять, полировать, достигать, поддерживать, наконец. И я даже уверен, что большинство из этих факторов я могу развить весьма и весьма. Но… зачем?

Краткий поиск смысла жизни, своей лично и вообще, привели к довольно тривиальным выводам. Для начала, я понял, что жизнь есть движение. Жизнь, развитие, работа над собой и над миром вокруг меня для меня являются понятиями синонимичными, что означает, что в жизни должно быть стремление. Четыре известные мне общечеловеческие ценности не дали мне ответа, какое. Жизнь для получения удовольствия, как развлечение, к сожалению, меня не устраивает. Жить для кого-то другого, будь то продолжение рода, долг перед родителями или уровень жизни всего общества, мне не нравится, потому что создает какие-то странные бессмысленные замкнутые цепи: я — для них, а они для кого? Жить для возможного будущего мира мне кажется также лишенным смысла, во-первых, по причине неопределенности его существования, а во-вторых, по причине того, что тот же смысл придется искать и в загробном мире. А какой-то конкретной мечты всей жизни у меня нет, и вряд ли появится. И на что же потратить это время, отпущенное мне до смерти?

Человечество находится в сходной ситуации. Все исторические общественные ценности, как рост благосостояния и уровня жизни, развитие личности, выживание цивилизации и так далее, полностью относятся к минимальным требованиям для жизни цивилизации и их дальнейшему развитию. Это, собственно, вытекает из того, что общество развивается под воздействием стремлений его членов, то есть индивидуальных смыслов жизни. Не сдохнуть и получать удовольствие. Решение может быть только комплексным — смысл жизни одновременно определит и судьбу каждого человека, и всего общества в целом. Неужели нам необходимо пережить гербертовское рассеяние, чтобы понять, что мы уже выжили, и пережить пресыщение, чтобы перестать гоняться за удовольствиями?

Парадокс, к которому я пришел, тоже оказался довольно прост, как вращающийся бесколебательный ротор Риму. Смысла в жизни, конечно, нет и быть не может. Просто потому, что смысл чего бы то ни было — это понятие по отношению к объекту внешнее. Смысл определяется тем, изменится ли что-нибудь при удалении объекта из системы. Это подразумевает наличие «наблюдателя», то есть внешнего по отношению к системе явления. Спрашивая о смысле жизни, моей лично и в контексте жизни вообще, я спрашиваю о смысле (направлении развития, назначении, цели) системы, по отношению к которой нет внешнего наблюдателя, потому что если бы он существовал, его следовало бы немедленно включить в систему для определения этого самого смысла его существования. Таким образом, жизнь замкнута, ее смысл может быть определен только внутренними субъектами, что означает, что ее исключение не будет иметь последствий, то есть смысл в такой системе отсутствует и существовать не может.

Конечно, есть вероятность, что вся эта проблема рождена несовершенством человеческого мыслительного аппарата, а конкретно, несовершенством оперируемых понятий, и парадокс не может быть разрешен только в рамках ограниченной, ущербной человеческой логики. Что, в принципе, никак не влияет на результаты. Смысл, который невозможно понять, неприемлем для меня так же, как смысл неизвестный.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments