Первый - атмосферностью, тем, что держал и не давал скучать, тем, что лучше фильма по игре и не снимешь. Все нужное, ничего лишнего.
Второй - кваковским динамизмом, очень симпатичным антуражем, сбалансированным геймплеем, не изматывающим, но держащим напряжением, приятной, но не невозможной сложностью. А интерактивность/разнообразие оружия и т.п. - так и второй квак этим не страдал. Он всегда брал не этим, и сравнивать его с HL или HL2 все равно что первый Quake с Duke Nukem 3D. Да, теперь там бегает подобие Skаajei, оружие выдают и апгрейдят в строго отведенных местах, двустволку и chaingun не дали совсем, а пейзаж, конечно, не сравнится с вечерними красотами HL2. Но запоминается Quake не этим, а тем, что в него интересно играть и в 640x480 с отключенными графическими опциями.